EnglishDeutschРусский

ГП "Антонов" рассказало о проблемах, прошлом и перспективах

Руководство государственного предприятия "Антонов" рассказало сегодня о прошлом, настоящем и будущем предприятия. Ниже мы приводим тезисные ответы на вопросы, которые раскрывают многие факты о предприятии, которые ранее не озвучивались публично.

О твердых заказах

В настоящее время "Антонов" имеет твердые контракты на поставку 17 самолетов: 10 Ан-178 – для авиакомпании SilkWay (Азербайджан), 3 Ан-148 - Министерству обороны Украины, 3 Ан-178 и 1 Ан-158 Ираку.

Работа службы маркетинга позволяет нам изучать рынок и предлагать потенциальным заказчикам продукт, который им нужен. Например, Ан-132 мы начали разрабатывать для Саудовской Аравии. Каждый шаг в создании этой машины осуществляется вместе с заказчиком. 

Но пока у нас нет надежного партнера – лизинговой компании. Мы проводим переговоры с иностранными компаниями. 

Кроме того, с разрывом связи с Россией мы потеряли один из своих основных рынков. Поэтому необходимо искать новых заказчиков.

О производстве самолетов

Непосредственно серийным производством предприятие начало заниматься лишь в конце 2009 года, когда к АНТК им. О.К. Антонова решением Правительства был присоединен серийный завод – на момент объединения он был практически остановлен, не выпускалось ни одного самолета. В наследство "АНТОНОВ" получил предприятие с миллиардными долгами, в том числе по зарплате.

В значительной степени был растерян кадровый потенциал, а основные фонды (станки, технологическое оборудование, производственные помещения) находились в предельно-изношенном состоянии. Более того, часть оборудования было попросту утилизирована! Проще говоря, распилена и сдана на металлолом. 

За свой счет Антонов практически "покрыл" накопившиеся долги и, наладив кооперационные связи, начал восстанавливать производство. Были выделены значительные средства на закупку нового технологического оборудования, восстановлен кадровый потенциал, в значительной степени проведен ремонт производственных помещений. Это позволило освоить выпуск самолетов семейства Ан-148/Ан-158, а также самолетокомплектов к ним для кооперации с предприятиями-партнерами. 

Все это делалось без государственной помощи и финансирования. Только за счет внутренних ресурсов Антонова, которые приходилось отрывать от фондов развития основных и перспективных программ предприятия.

С 2010 года предприятие выпустило 16 самолетов:

Год

 Производство
2010 1 – Ан-148
2011 3 – Ан-32
2012 3 – Ан-32, 2 – Ан-148, 1 – Ан-158
2013 2 – Ан-158
2014 2 – Ан-158
2015 1 – Ан-148, 1 – Ан-158
2016 Подготовлена база для постройки самолетов по существующим контрактам

О сотрудничестве с Россией и смене поставщиков

Основная ставка ранее делалась на традиционное сотрудничество с Россией. Продукция "Антонова" ориентировалась, прежде всего, на рынок России и стран бывшего СССР. Основная часть комплектующих поступала из России, сертификация проводилась Межгосударственным авиационным комитетом. Лизинговым партнером была российская компания "Ильюшин Финанс".

Однако начало развиваться и международное сотрудничество, принимая во внимание необходимость обеспечения соответствия новых машин жестким авиационным требованиям и нормам.

При этом, все взаимоотношения строились на договорной основе. Мы не "дарили" самолеты с документацией для производства. Они выпускались по лицензии, которая предусматривала выплату роялти ГП "Антонов" как разработчику. К тому же, в кооперационной схеме были задействован не только "Антонов", но и другие предприятия авиационной промышленности Украины.

Сегодня ситуация ухудшилась в связи с фактическим разрывом кооперационных связей с Россией. Мы проводим процесс импортозамещения, который начали только в 2015 году. Он включает в себя поиск новых поставщиков, закупку соответствующих комплектующих, установку их на опытных самолетах.

Доработанный самолет обязан пройти цикл соответствующих испытаний для получения дополнений к сертификату типа. Без таких документов он не может эксплуатироваться и его невозможно продать. А это дополнительные и весьма существенные расходы. Только на семействе Ан-148/Ан-158 замене подлежат более 5400 наименований изделий. Для этого требуются также и время. Финансирование этих программ снова-таки осуществляется только за счет ресурсов ГП "Антонов". Средств из госбюджета мы не получаем уже многие годы. 

Время на выполнение процесса импортозамены – это время, которое отнимается у серийного производства. В цехах "Серийного завода "Антонов" в разной степени готовности – 10 самолетов семейства Ан-148/Ан-158. Но чтобы их достроить, необходимо оборудовать эти машины системами и агрегатами от новых поставщиков. 

На сегодня процесс импортозамены на новых самолетах мы завершили на 60-80%. Интенсивно идет постройка нового самолета Ан-132 без российских комплектующих.

Также в настоящее время мы находимся в стадии прекращения сотрудничества с российской авиакомпанией "Волга-Днепр". Завершить этот процесс планируется до конца 2016 года.

О поддержке государства

К сожалению, прямой финансовой поддержки мы не получаем. В нынешнем состоянии экономики нашей страны мы понимаем, что это практически невозможно. За годы независимости все привыкли, что "Антонов" как-то умудрялся справляться своими силами и ресурсами. Благо, была такая возможность за счет работы подразделения "Авиалинии Антонова" и обслуживания эксплуатации наших самолетов по всему миру, продажи инжиниринговых услуг и готовых самолетов.

Поддержка, которую мы получаем сегодня выражается в продвижения продукции "АН" на зарубежные рынки. Благодаря переговорам с участием первых лиц государства Азербайджан принял решение наладить окончательную сборку самолета Ан-178, стартовым заказчиком которого является авиакомпания SilkWay.

Также заказ на 3 Ан-148 получен от Минобороны, а в Верховную Раду предприятие передало 3 законопроекта, направленных на поддержку авиационной отрасли Украины. Один из них, позволяющий государственным компаниям авиапрома создавать совместные предприятия, был принят. Два других прошли первые чтения.

Об отсутствии новых Анов в парке украинских авиакомпаний

Авиакомпаниям Украины это невыгодно. Им дешевле купить старый Боинг, или взять в аренду Эмбраер, оформив его временный ввоз на территорию Украины, не заплатив при этом НДС, чем купить и эксплуатировать новый отечественный самолет, но заплатив налоги в полном объеме. Такова на сегодня законодательная база Украины. 

Мы подготовили законопроект, направленный на исправление этой ситуации, однако пока он прошел в Верховной Раде только первое чтение. Кроме того, в Украине нет лизинговой компании, которая позволила бы не покупать самолет, а брать его в лизинг. А ведь именно на таких условиях в основном и работают авиаперевозчики во всем мире. Создание лизинговой компании в Украине – необходимость, а не роскошь.

О техобслуживании

Мы изменили подход к обеспечению сервиса. Это направление не было налажено на должном уровне. Хотя мировая практика свидетельствует, что продажа самолета - это только 30% от возможного дохода, а 70% - это его обслуживание.

Сейчас наш заказчик может получить всю необходимую информацию, круглосуточно, семь дней в неделю, 365 дней в году. После обработки заявки специалисты, при необходимости, отправляются в ту точку мира, где находится самолет.

Для развития продаж мы работаем над обеспечением достойного сервиса, в частности, создаем региональные сервисные центры. Важны также модернизация и развитие серийного производства, потому что заказчик не может ждать годы, пока мы построим самолет. Однако, на все это требуются деньги, и чем короче поставленные сроки - тем больше финансирования нужно.

Что касается сети, первые сервисные центры открыты в Латинской Америке, работаем над созданием центров в Африке и в Индии. Это три точки наибольшего сосредоточения наших самолетов (без учета России, где создание сервисного центра не планируется).