EnglishDeutschРусский

Биотопливо по-прежнему интересно

Новости о разработке биотоплива и о полетах с его использованием переходят из разряда первополосных в разряд ожидаемых и стандартных. Это не означает, что интерес к разработке биотоплива и его эксплуатации в авиации снизился, просто сейчас ситуация развивается поступательно, не генерируя громких новостных поводов. Авиакомпании, аэропорты, поставщики традиционного топлива, производители ВС — все постепенно прорабатывают новые варианты, которые в будущем, возможно, смогут поднимать самолеты в воздух.

Биотопливо в авиации — все еще неоднозначная тема. Динамика изменения цены на керосин пока не очевидна, хотя вряд ли в ближайшие месяцы перевозчикам грозит его стремительное удорожание. Кроме того, на второй план пока отошла тема включения авиационных перевозок в систему торговли квотами на выбросы СО2. Решение  властей Евросоюза, которое несколько лет назад вызывало ожесточенные споры, пока не вступило в силу, а следовательно, многие авиакомпании отодвинули на второй план вопрос о сокращении выбросов.

Многие эксперты крайне скептически относились и относятся к возможности производства топлива из каких-либо иных, отличных от нефти, субстанций в промышленном количестве. Каждый из производителей не может самостоятельно решить все вопросы, связанные с новыми топливными инициативами, но на рынке появляются новые совместные проекты, которые включают несколько участников различных сегментов авиационного рынка.

В последние несколько месяцев наиболее активными в работе над внедрением биотоплива в авиационный бизнес оказались авиакомпании и аэропорты в странах Северной Европы. Что неудивительно: традиционно именно эти государства уделяют значительное внимание различным программам в области защиты окружающей среды.

В ноябре три европейские авиационные группы — SAS, Lufthansa и KLM, — а также оператор аэропорта Осло компания Avinor подписали соглашение с компанией Statoil Aviation на поставку в течение 12 месяцев 2,5 млн л биотоплива в топливозаправочную инфраструктуру аэропорта. По данным издания Air Transport World, если учесть, что биотопливо используется вместе с обычным топливом, то указанного объема хватит примерно на 3000 полетов между Осло и Бергеном, а аэропорт Осло в марте 2015 г., когда начнется программа, станет первым в мире, обеспечивающим регулярные заправки биотопливом. Глава компании Avinor Даг Фальк-Петерсон отметил: "Нет ничего невозможного в том, чтобы Норвегия к 2020 г. смогла начать производство значительного объема биотоплива необходимого качества, которое будет продаваться по конкурентоспособной цене".

По данным издания Air Transport World, в Норвегии уже запущены два производства биотоплива и авиационное топливо входит в сферу интересов каждой из компаний. Предполагается, что один завод сможет производить такое количество топлива, которое позволит норвежским перевозчикам снизить выбросы на 10–15%. 

Незадолго до объявления о соглашении аэропорта Осло норвежский низкотарифный перевозчик Norwegian и шведская SAS выполнили первые рейсы на биотопливе из Осло в Берген и Тронхейм, используя 48% биотоплива. Представители SAS заявляют, что в ближайшие несколько лет намерены регулярно использовать новые виды топлива, считая, что рано или поздно они начнут конкурировать с традиционным керосином, однако в SAS убеждены: чтобы это случилось, необходимы изменения в налоговой политике государств, которые должны учитывать, что авиация — это один из компонентов высококонкурентной транспортной системы и уровень доходности в ней весьма невысок. Глава SAS Рикард Густафсон заявил, что компания работает над возможностью полноценного коммерческого использования биотоплива уже около 10 лет. "Хотя SAS смогла сократить выбросы CO2 на 13% по сравнению с 2005 г., биотопливо позволит нам уменьшить выбросы на значительно более существенный объем. Выполненный нами полет доказывает, что это возможно", — добавил Густафсон.  Глава Norwegian Бьёрн Кьёс заявил, что его компании удастся в период с 2008 по 2015 г. снизить объемы выбросов CO2 на 30% на пассажира. 

Однако помимо появления новых проектов в Северной Европе, в прошедшие месяцы получили развитие проекты, запущенные участниками авиационного рынка несколько лет назад. Так, американский Boeing, который еще с 2012 г. сотрудничает по этому вопросу с китайской COMAC, объявил о запуске совместного американо-китайского пилотного проекта по производству биотоплива. Напомним, что главная идея этого проекта — производство топлива из использованного при изготовлении пищи растительного масла. Партнеры предполагают, что таким образом в Китае смогут производить около 2 млн т биотоплива ежегодно. Все исследования проходят при поддержке компании Hangzhou Energy Engineering & Technology, ее производственные мощности расположены в китайском Ханчжоу. В рамках этого проекта компания рассчитывает выявить загрязняющие вещества в переработанном растительном масле и найти способы его очистки для дальнейшего использования в авиации.

Китай — крупнейший в мире потребитель растительных масел. Ежегодно в стране используется 29 млн т этого продукта, и объемы неуклонно растут. Поэтому КНР обладает большим потенциалом переработки использованного в приготовлении пищи масла в авиационное топливо. В подобном проекте разработки биотоплива, если его удастся реализовать, будет снят один из основных спорных вопросов, который не раз поднимался при обсуждении производства топлива из растений: для их выращивания могут потребоваться настолько значительные площади, что это негативно повлияет на другие отрасли сельского хозяйства.