EnglishDeutschРусский

Госавиаслужба заблокировала выдачу прав на выполнение рейсов

Регуляторы авиационного рынка вошли в клинч. Запланированное на 29 августа заседание комиссии по выдаче прав на выполнение рейсов не состоялось.

Председатель Государственной авиационной службы Денис Антонюк запретил членам комиссии, представляющим Госавиаслужбу, участвовать в заседании. Без них не было кворума для проведения собрания. "На заседание комиссии не явился ни один представитель Госавиаслужбы", — подтверждает старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. Госавиаслужба и Министерство инфраструктуры до момента сдачи газеты в печать официальные комментарии не предоставили.

Сериал продолжается

Не явившись на заседание, Госавиаслужба не только поставила под сомнение компетентность комиссии и действующий порядок распределения прав, но и воспрепятствовала самой ее работе, утверждает Гук. "Невзирая на то, что сегодня порядок действует и не отменен", — подчеркивает он.

С прошлого года разрешения на освоение новых маршрутов выдает комиссия, которая состоит из сотрудников Госавиаслужбы и Мининфраструктуры. Ранее эти функции Госавиаслужба выполняла самостоятельно. 13 августа Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства потребовала от Мининфраструктуры отменить существующий порядок, так как он, по словам первого зампредседателя Госпредпринимательства Александра Потимкова, не соответствует закону. Мининфраструктуры, в свою очередь, пообещало направить в Минэкономразвития обращение с просьбой отменить решение Госпредпринимательства.

Хасиды пострадают

Срыв заседания комиссии невыгоден тем авиакомпаниям, чьи заявки на новые направления должны были рассматриваться, считает исполнительный директор авиакомпании Аэроджет Анатолий Мазуренко. На заседание комиссии выносилось несколько заявок от авиакомпаний на выполнение новых маршрутов.

По словам одного из сотрудников Кабмина, который пожелал сохранить анонимность, больше всего пострадала авиакомпания Windrose, просившая у комиссии разрешения на выполнение так называемой хасидской программы: несколько чартерных рейсов из Израиля в Украину для хасидов, которые в сентябре в Умани (Черкасская обл.) будут праздновать Рош Ха-Шана — еврейский Новый год. Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук не смог это прокомментировать, сославшись на отсутствие информации из‑за пребывания в отпуске.

Каждый сентябрь на Рош Ха-Шана прилетает около 30 тыс. хасидов, рассказывает Анатолий Мазуренко. В совокупности получается около 300 рейсов с гарантированной оплатой за каждый рейс из Израиля в Украину и обратно, подсчитывает он. За счет хасидской программы удается продлевать "высокий сезон".

Война продолжается

От несостоявшегося заседания комиссии проиграет лоукостер Wizz Air Ukraine, запрашивавший права на несколько популярных европейских направлений, рассказывает высокопоставленный источник в Кабмине. В частности, его интересовали права на направления Киев-Прага, Киев-Варшава и Киев-Рим.

Если бы Wizz Air Ukraine получил хоть часть запрашиваемых направлений, он мог бы вернуть в Украину самолет на киевскую базу, который недавно вывел из страны, считают опрошенные Капиталом эксперты. "Но авиакомпании, которые уже выполняют рейсы по этим направлениям, не желают появления конкурентов", — допускает Анатолий Мазуренко.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий добавляет, что если Wizz Air Ukraine выйдет на Рим, то могут обвалиться цены на этом направлении. "Итальянские направления — это маршруты, на которые повышенным спросом пользуются лоукост-перевозчики, в частности, со стороны украинских "заробитчан". Поэтому не пускать лоукост на очередное итальянское направление — это стратегическая задача утвердившихся на рынке лидеров", — отмечает он.

По данным профильного сайта flightmapsanalytics.com, сейчас на направлении Киев-Варшава летают только МАУ и LOT Polish Airlines, Киев-Прага — МАУ и Czech Airlines, Киев-Рим — МАУ и Alitalia. Запрос в пресс-службу Wizz Air Ukraine остался без ответа.