EnglishDeutschРусский

Воздушная атака: война за полномочия на рынке авиаперевозок

Государство собирается ужесточить правила выхода на авиационный рынок новых перевозчиков. Чтобы получить назначения на рейсы, компаниям придется два года обслуживать чартерные и внутренние убыточные маршруты. Четыре ведомства оспаривают право влиять на ситуацию в отрасли.

Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства потребовала от Министерства инфраструктуры отменить существующий Порядок выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий. Об этом говорится в решении Госпредпринимательства, направленном в Мининфраструктуры 13 августа. Копией решения располагает Капитал.

Ситуация изменилась

Существующий порядок принят приказом Мининфраструктуры в апреле прошлого года и спустя месяц был зарегистрирован в Министерстве юстиции. Тогда документ был согласован председателями Государственной авиационной службы, Госпредпринимательства и Антимонопольного комитета Украины.

Сейчас ситуация изменилась. Первый заместитель председателя Госпредпринимательства Александр Потимков заявил, что на момент утверждения действующего порядка возражений не было. Но в службу обратилась авиакомпания Международные авиалинии Украины (МАУ), которая посчитала, что документ противоречит нормам законодательства. "Мы проверили и подтвердили, что этот приказ не соответствует закону. В рамках наших полномочий издали решение, которое обязывает Мининфраструктуры отменить документ", — говорит Потимков.

В решении Госпредпринимательства указано, что в соответствии с Воздушным кодексом право на эксплуатацию воздушной линии должно выдаваться Госавиаслужбой. Она устанавливает и авиа­ционные правила, которые регулируют порядок выдачи разрешений на открытие новых маршрутов. Сейчас за это отвечает комиссия, в состав которой входят представители Мининфраструктуры и Госавиаслужбы.

Международные авиалинии Украины действительно обращались в Госпредпринимательства с просьбой "проверить законность ныне действующего порядка", сообщила Капиталу корпоративный пресс-секретарь авиакомпании Евгения Сацкая. "МАУ полагает, что в авиации, основной задачей которой является обеспечение безопасности полетов, не должно быть нарушений и конфликта нормативно-правовых документов или дублирования функций органов исполнительной власти", — объяснила она.

Мининфраструктуры считает решение Госпредпринимательства безосновательным, сообщили Капиталу в пресс-службе ведомства. "Министерство направит в Минэкономразвития обращение с просьбой отменить решение Госпредпринимательства", — говорится в ответе пресс-службы Мининфраструктуры на запрос издания. В нем также сказано, что законодательство относит нормативно-правовое регулирование исключительно к функциям министерств, а не других центральных органов исполнительной власти. "Согласно положению о Госавиаслужбе, у нее отсутствуют полномочия по изданию нормативно-правовых актов", — сказано в сообщении пресс-службы.

По словам юристов, в авиационном законодательстве существует коллизия, что позволяет каждой из сторон трактовать существующий порядок на свое усмотрение. В посвященной авиационным правилам ст. 11 Воздушного кодекса не указано, что именно правила регулируют порядок выдачи разрешений на открытие новых направлений, поясняет старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. "Согласовав порядок, Госавиаслужба согласилась с тем, что уполномоченным государственным органом по его утверждению является Мининфраструктуры", — говорит Гук.

Разные последствия

Дальнейшее развитие событий зависит от позиции Минэкономразвития. Получить комментарий его руководителя Павла Шереметы Капиталу вчера не удалось. В том случае, если министерство прислушается к доводам Госпредпринимательства и отменит порядок, то действовать начнут три предыдущих нормативно-правовых акта. Согласно этим документам, выдавать разрешения на новые воздушные линии будет Госавиаслужба. Мининфраструктуры, как считает Гук, может создать свою комиссию для разработки нового порядка.

Свой документ уже предложила и Госавиаслужба, которая вынесла его на публичное обсуждение в конце июля. "Этот проект [Госавиаслужбы. — Капитал] выгоден в первую очередь МАУ и очень невыгоден новым авиакомпаниям", — отметил Гук. Он поясняет, что новичкам для получения права на выполнение международных рейсов нужно будет ждать два года: первый год обслуживать чартерные рейсы, а второй — внутренние. Председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк сообщил Капиталу: "Норму относительно двух лет подкорректируем".

Постепенное вхождение на рынок новых авиакомпаний должно минимизировать возможные негативные последствия от деятельности авиакомпаний-однодневок в результате их банкротства либо же ухода с рынка после одного-двух сезонов работы, говорит Сацкая. "МАУ при поддержке авиа­ционных властей Украины потратила много времени и ресурсов для возврата Украины в первую категорию FAA IASA, что позволило возобновить прямые полеты в Соединенные Штаты и подтвердило всему миру, что украинские нормы и правила в авиации соответствуют наивысшим мировым стандартам безопасности и качества. Важно сохранить этот уровень", — поясняет она.

Государственный регулятор должен содействовать базовому перевозчику, которым в Украине является МАУ и выходец из которой сейчас руководит Госавиаслужбой, уверен директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Но как считает эксперт, такой контроль может значительно ударить по новым украинским или иностранным авиакомпаниям, которым будет затруднен выход на рынок.

Источник avianews.com